Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

0
279


Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Нана Черная
14:33, 08 октября 2021
12 мин.

3041

Интервью

Вернутся ли в Украину веерные отключения электричества, переживем ли этот отопительный сезон, когда Кремль может перекрыть транзит газа по нашей ГТС и как власти следует воевать с обходными газопроводами «Газпрома» в интервью УНИАН рассказал директор Центра исследования энергетики Александр Харченко.

На мировых рынках, к которым привязана Украина, цены на газ и уголь бьют рекорд за рекордом. При этом отечественные запасы топлива минимальные за несколько лет. Но в Кабмине уверяют, что отопительный сезон пройдет в нормальном режиме. Какой ваш прогноз?

Считаю, что нынешний отопительный сезон провален не будет. По той простой причине, что в этом году так или иначе есть запасы газа, в том числе, закупленного по низким ценам. «Энергоатомом» была более-менее проведена ремонтная кампания, несмотря на сложные условия. Тяжелая ситуация с углем, но она не критическая. Это, в первую очередь, — вопрос наличия денег, а не физической доступности угля. Тем не менее, отопительный сезон в этом году мы пройдем. А вот, что будет со следующим отопительным сезоном, я действительно не понимаю. И выглядит картинка жутковато.

По выходу из нынешнего сезона «Нафтогаз» останется без средств, от слова совсем. И случится это может еще в январе-феврале. При этом цены на нашем рынке удерживаются искусственно – тарифы для населения зафиксированы. А источник покрытия таких шагов будет бюджет. Выдержит ли он?

Если говорить об угле, запасы на наших ТЭЦ и ТЭС минимальные. А цены на мировых рынках достигли более 200 долларов за тонну – впервые за девять лет. Премьер Денис Шмыгаль сказал, что из всех ситуаций – это самая сложная. Поэтому вопрос: стоит ли нам ждать веерных отключений света?

Действительно, в этом году недостаточные запасы угля. Но разве кто-то занимался тем, чтобы они были? Кто-то работал над контрактами и их финансированием, чтобы государственные шахты работали в нормальном режиме? Никто.

Уголь можно закупить, к примеру, в Казахстане или Польше, его там достаточно много. Повторюсь, на это нужны деньги. Хотя, выкрутятся. Могут включить импорт электроэнергии из Беларуси. Не думаю, что в этом есть что-то мега-преступное. В принципе, не вижу оснований для веерных отключений. А вот в следующем году они могут быть.

Вы упомянули фиксированные тарифы для населения. Об этом речь идет в подписанном правительством, «Нафтогазом» и местными властями меморандуме – все цены снова «корректируются» в ручном режиме. Также поступили и с ценами на электроэнергию. Если нам говорят, что в Украине работает цивилизованный рынок, разве такие меморандумы – это нормально?

У меня двоякие ощущения. С одной стороны, есть объективная ситуация с совершенно ненормальным глобальным ростом цен на топливо. В этом случае совершенно правильный ход – нужно защитить население от краткосрочных последствий. Думаю, в перспективе 3-4 месяцев цены на топливо немного упадут. Увеличат сейчас поставки на мировой рынок, многие производители повысят операционную добычу. Поэтому уровнять супер-пик цен в отношении населения — шаг правильный. С другой стороны, проблема в том, что в дальнейшем государство может не отпустить в свободное рыночное плавание тарифы, продолжит играть в популизм. Это и беспокоит. Кто будет платить за этот банкет?


Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Кстати, по вашему мнению, чем спровоцирован рост цен на мировых рынках?

Целым рядом факторов. Это и ситуация в Китае, и действия России, которая старается подогреть рынки в Европе. Плюс глобальное сокращение добычи топлива, что было спровоцировано достаточно низкими ценами на него. Хотя все эксперты говорили, что цены будут расти в течение двух лет. Так и произошло. Причем огромный дефицит энергоносителей в Китае и минимум добычи сжиженного газа в США совпали. В результате сейчас на рынке нет ни угля, ни газа. А то, что есть, торгуется по диким ценам. И если уголь еще купить можно, то газ уже сложно законтрактовать. Тогда логичен вопрос – сможет ли население оплатить космические цены? Европа об этом серьезно задумалась. Уже ряд стран ЕС требуют от Еврокомиссии расследовать причину сложившейся ситуации.

Европейцы также заговорили о том, что собираются разрабатывать новую стратегию создания запасов газа…

Это правильно. Евросоюз в последнее время стал очень «зеленым» и не хотел больше ни о чем говорить. Но этот кризис, думаю, вернет фокус относительно энергетической безопасности и доступности топлива на должное место.

Меморандум для удержания тарифов для населения – прекрасно. Но ни слова не было сказано о ценах для промышленности. Сейчас на украинской бирже цена на газ взлетела выше 30 гривен за кубометр. Что будет дальше?

Для промышленности нынешняя ситуация, говоря языком сленга, — «капец». Например, в Китае это уже просматривается. Предприятия физически закрываются, так как не могут при таких ценах на топливо и его нехватке держаться в рабочем состоянии. В принципе, производители удобрений долго не протянут. Это происходит в глобальном масштабе. Затем следует вопрос – что будут делать аграрии весной? Ситуация – кризисная. Она угрожает экономикам. И это, не говоря о металлургии…

Многие сейчас и в ЕС, и в США стали понимать, что увлечение «зеленым» курсом – правильно, но, как говорится, «без электричества интернет не работает». Стабильность энергосистем – важная составляющая. Нельзя все делать галопом.

Думаю, нынешняя ситуация сильно изменит мировую парадигму в отношении энергетики, энергоносителей. Точнее, вернет ее к нормальному состоянию. Энергетическая безопасность и поставки энергоносителей должны быть в курсе внимания власти, но ничего подобного ни в Европе, ни в Украине я не наблюдаю. А когда зимой придется вручную толкать генераторы энергостанций, то власть держащие быстро осмыслят, в чем проблема.

Я правильно поняла: если для населения тарифы как-то удержат, хотя это тоже не факт, то промтовары взлетят в цене?

Естественно. Инфляция будет расти. В разных бизнесах процент составляющей энергоносителей отличается, но базовые предприятия получат большие проблемы, что отразится на цене их товара.


Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Из-за всего происходящего планы по «зеленым» экономикам отодвинутся?

Не думаю. Могут ускориться. Просто процесс должен перейти из разряда безумного в осмысленный. Еще раз рассмотрят вопрос использования ископаемого топлива, особенно угля. К примеру, если бы у нас уже не было угольных генераций (надеюсь, что их скоро не станет), то не было бы у Украины нынешних проблем. А для нашей страны есть масса вариантов, чем можно заменить угольную генерацию. Но этого пока не делаем — у нас все неспешно…

Чем заменить?

Самый простой вариант – некий микс. Я принял участие в очень интересном разговоре в «Укрэнерго», где сейчас моделируют работу энергосистемы без угля. Микс атома, биомассы, других видов возобновляемой энергии, плюс аккумуляторы выглядит как очень привлекательная экономически целевая модель, которая покрывает потребление и выбросов не дает. Работа в этом направлении идет.

Но переход на такую «зеленую» модель произойдет не завтра. В ЕС уже отодвинули планы с 2030 года на 2035-й…

Там произойдет далеко не завтра, даже по сравнению с Украиной. Если у нас угольная составляющая генерации 22%, то в Польше – 75%. Германия вообще закрывает угольные и атомные станции одновременно. Нам повезло, у нас есть атомная генерация и она, несмотря на все проблемы, в хорошей кондиции. Но если мы не будем заниматься данным вопросом, то ничего у нас не получится. Нам нужно вывести уголь из экономики, нужно построить индустриальные аккумуляторы и полу-маневровые мощности, и наша энергосистема будет снабжать пол Европы.

Но все это нужно четко рассчитать, ошибка дорогого стоит…

Вот сейчас и дет процесс расчета. Есть договоренность, что потом все эти расчеты проверят европейские и американские партнеры. Действительно, цена ошибки – слишком высока. Если все состоится, то тогда разработки перерастут в общенациональную программу.

У нас как-то с программами не сложилось, еще ни одна не была реализована в полном объеме…

Да, у нас обычно ничего не исполняется, но тут уникальный случай, когда государству ничего вкладывать не придется. Все будет базироваться на частных инвестициях. Это, конечно, амбициозная задача, но вполне реальная.


Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Вернемся к «нашим баранам» – газу. Прокомментируйте ситуацию, которая произошла с Венгрией, которая, отказалась от транзитного газа через Украину.

Это – венгерское решение. Венгрия имеет суверенное право заключать любые контракты. Венгры просто защищали свою национальную позицию. И я их понимаю. Я был в Будапеште неделю назад и общался со многими представителями энергосообщества, которые уверены, что у нас много вариантов сотрудничества. Поэтому в данном вопросе нужно наезжать не на Венгрию, а на «Газпром», который сделал явно неконкурентное предложение в нарушение директив Евросоюза.

Что вы имеете в виду?

Даже не видя контракта, есть публичные заявления Сийярто (глава МИДа Венгрии, — УНИАН) и его коллег, что цена, предложенная «Газпромом» как конечная по поставке, лучше, чем по транзиту через Украину. Но «Газпром» будет поставлять в Венгрию газ по «Турецкому потоку», оплачивая параллельно принцип «качай или плати». При этом россияне все равно дали венграм цену ниже, чем через нашу ГТС. Это означает, что было сделано не рыночное предложение.

Вместо того, чтобы публично обвинять венгров в недружественном шаге, нужно было искать путь, как подойти к Еврокомиссии и срочно подавать требования к «Газпрому». Об этом, к слову, уже заявили коллеги из Италии, Чехии и ряда других стран, требуя расследования «газовой» ситуации на рынке. Именно этим и нужно было заняться Украине, а не портить отношения с Венгрией, которая нам еще не раз пригодится.

Кого мы еще потеряем из-за «Турецкого потока», кроме Венгрии?

Скоро потеряем Болгарию. Главный вопрос заключается в Сербии. Именно она предоставила «Газпрому» исключение из Третьего энергопакета на интерконнектор, который ведет в Болгарию и Венгрию. Это – проблема. И все в нарушение директив ЕС. Украине нужно воевать по этому поводу.

Кто больше всего интересует Украину в вопросе транзита?

Это – Италия. Из 40 млрд кубометров газа, которые сейчас у Украины остались по транзиту, 30-32 из них – Италия. Поэтому вопрос в том, сохранится ли поток газа в Италию или нет. Именно поэтому сейчас нужно вести «тихую» борьбу в Еврокомиссии и активные переговоры напрямую с Италией, чтобы усилить давление на «Газпром». Причем для этого сейчас отличный момент – отношение к нему в ЕС не из лучших, в связи с происходящим на энергорынке и с учетом ценового шантажа, дабы запустить «Северный поток-2». Поэтому нужно добиваться, чтобы «Газпрому» не дали никаких исключений из Третьего энергопакета в отношении всех его газопроводов. И это было бы правильным направлением работы украинских властей.


Директор Центра исследования энергетики Александр Харченко: Этот отопительный период мы еще осилим. Насчет следующего – картинка жутковатая

Еще один «газовый» момент – премьер Денис Шмыгаль заявил, что Украина будет добиваться сохранения нынешнего объема транзита в течение 15 лет. Эти переговоры не собираются вести с Россией, исключительно с ЕС. Это – вариант «А». Но есть и «В», и «С»…

Реальная работа в плане сохранения транзита газа ведется 2-3 людьми «с колен». И больше ничего.

Зная характер российской власти, Кремля, нельзя исключать, что Россия в любой момент не прекратит транзит газа. И что делать?

Как только Россия запустит «Северный поток-2», она попробует это с высокой степенью вероятности. В этом году мы еще переживем зиму. Но в целом нам нужно сделать одну техническую вещь – расширить коннектор в Словакии и дальше будем спокойно работать с европейским направлением, даже при прекращении транзита. Но этим нужно заниматься. Другая часть работы — финансовая составляющая. Чтобы купить газ, нужно иметь деньги.

В Евросоюзе от ужаса с ценами на газ уже заявляют, что могут разрешить загрузить «Северный поток-2» временно, до апреля. А потом будут с ним по-новому разбираться. Этот вариант возможен?

Слабо верю, но с нынешними ценами на топливо все возможно. Поэтому нельзя исключать, что при таком варианте Россия может прекратить транзит газа через Украину с 1 января.

Нана Черная