Чугунная и стальная задвижка: основные отличия
Запорные задвижки относятся к трубопроводному типу арматуры, выполняющему функцию транспортировки жидких веществ внутри технологичных линий. Движение затвора осуществляется в перпендикулярном направлении к вектору потока, обеспечивая позицию открытия или закрытия. Устройство не рассчитано на регулировку интенсивности течения рабочего вещества.
Наиболее значимые преимущества запорного устройства:
- простота конструкции, обеспечивающая полную проходимость и вращение в обе стороны;
- ограниченное сопротивление водной массе;
- оптимальные показатели габаритов, подобранные под диаметр используемой трубы;
- возможность выбрать механический или электроприводный способ управления.
Характеристики задвижек из чугуна
Чугун востребован в производстве задвижек разных категорий, оснащенных шиберным, клиновым типом запирающего механизма. Наиболее предпочтительными являются модели с высоким показателем прочности и ковкие марки изделий, с соответствующими обозначениями ВЧ и КЧ.
Особенности чугуна:
- большой потенциал прочности и износостойкости;
- достаточный уровень сопротивления переменным нагрузкам;
- виброустойчивость;
- неизменность физических характеристик в низкотемпературном режиме работы.
Способ производства чугунных задвижек — литье. Отлитые модели подтверждают повышенную прочность и износостойкость в сравнении со сварными или штампованными. Большая доля выпускаемых изделий — полнопроходные, но возможны их разновидности. К примеру, диаметр прохода может сужаться к участкам соприкосновения с трубопроводом, наполненным водой, паром или газом. Принцип крепления задвижки такого типа — фланцевый механизм.
Специфическое свойство чугуна, которое стоит учитывать при эксплуатации — хрупкость. По этой причине сфера его применения ограничена: противопоказана установка чугунных устройств в систему трубопровода при давлении движущегося вещества от 16 кгс/см3, при температуре выше 225 градусов Цельсия. Приемлемые параметры для диаметра трубы: от 50 до 400 мм.
К преимуществам использования чугунных изделий стоит отнести:
- поток исключает волнообразность движения;
- конструкция является двунаправленной;
- сниженное сопротивление давлению воды;
- доступная цена на задвижки;
- ограничения для движения вещества с повышенной вязкостью.
Среди минусов изделия следует указать небольшую скорость реагирования затвора, значительный вес устройства, расположенного на большой части пространства. В дополнение к этому, чугун невозможно использовать для изготовления задвижек, функционирующих в трубопроводах с веществом, которому свойственна кристаллизация.
Особенности задвижек из стали
Сталь — подходящий материал для изготовления устройств любого типа и моделей. Функцию затвора в них выполняет одинарный или двухслойный запорный элемент.
Изготовление арматуры осуществляется методом литья или штамповки. С этой целью используется сталь всевозможных марок и категорий.
Стальные устройства характеризуются превосходной прочностью, жароустойчивостью, пригодны для эксплуатации в морозной среде, вследствие чего их допустимый режим температур: минус 40 — плюс 560 градусов, а давление рабочего вещества при этом может составлять около 250 кгс/см3.
Стальные механизмы подтверждают устойчивость к агрессивным химическим веществам, поэтому сталь успешно задействована в системах трубопроводов, предназначенных для токсичных субстанций.
Популярные направления производства, где востребован стальной трубопровод:
- автомобилестроение;
- химическая отрасль;
- энергетическое производство;
- нефтеперерабатывающая промышленность.
В производстве стальных задвижек преобладает метод литья. Соединение с трубопроводом обеспечивается фланцевым и сварным креплением.
Выбор устройства по материалу изготовления
Как отмечают специалисты компании ПромАрм, основными отличиями задвижек из чугуна и стали являются:
- Способ крепления: чугунные затворы не изготавливают сварными технологиями.
- Рабочая среда. Сталь взаимодействует без последствий с агрессивной средой, тогда как сфера применения чугунных — это вода и пар.
- Чугунные устройства уступают стальным по диапазону рабочих температур.