Сегодня мы поговорим о том, можно ли уменьшить расходы на ремонт, если вы с нанятым подрядчиком заключили договор. Кстати, если договора нет, то и юридически договоренности между рабочими и заказчиком нет. Также, бригаде можно ничего не платить (однако как правило половина суммы отдается авансом), но и претензии вряд ли возможно кому-то предъявить.
Как правило, в договоре прописывается только то, что заказчик поручил выполнить ремонт квартиры. Однако лучше прописывать все конкретные виды работ, которые должны быть выполнены. В случае, если рабочие попытаются сбросить с себя некоторые работы или снять за них ответственность, вам пригодится этот пункт. Кем предоставляются материалы для ремонта, а так же его сроки — обязательно следует прописывать.
Открываем хит-парад нарушений
1. Несоблюдение сроков ремонта. Если сдача была назначена на 10 марта, то с 11 марта этот срок будет считаться нарушенным. Однако если заказчиком работы были приняты (в договоре отражается), то предъявить претензии уже будет невозможно.
Законодательством не регулируется вопрос о последствиях затягивания сдачи отдельных этапов ремонта, однако так как затягивание того или иного этапа влечет за собой смещение сроков других работ и всего ремонта в целом, поэтому следует за это карать так же, как и за несоблюдение сроков ремонта в целом. Если работа была выполнена в срок, о чем заказчику было сообщено, однако он работу не принял, то будет считаться что она принята вовремя.
2. Вопрос качества ремонта. Критерии задаются заказчиком. В соответствии с законодательством, «качество работ должно соответствовать целям использования имущества», однако критерий этот довольно оценочный и расплывчатый. Само собой разумеется, что если устанавливается раковина, то к ней следует подвести трубы. Но если с рабочими была договоренность только об установке, но не о подключении, то и претензии из-за не подключения предъявить нельзя. Давайте рассмотрим пример. По договору были наняты рабочие на выравнивание пола и укладку ламината. Однако бригадой была проигнорирована первая часть работ и пол оказался неровным, с очевидными дефектами. Не смотря на то, что рабочие пытались убедить хозяина в «нормальности таких недочетов», рабочих заставили переделывать, так как игнорирование требования заказчика о выравнивании, прописанном в договоре, равнозначно отказу от выполнения работ. На второй раз пол был выровнен, но паркет уложен неаккуратно. На работы были наняты другие подрядчики, качественно выполнившие работы, а первой бригаде работа оплачена не была. И это вполне законно, ведь все выполненные работы были некачественными и владельцы квартиры могли потребовать компенсацию затрат, связанных с исправлением недочетов.
3. Во время работ возможно и причинение ущерба рабочими по неосторожности: разбитое окно, испорченные обои. Потребовать денежную компенсацию или устранение — вполне законно.
4. Махинации с материалом — некоторые рабочие могут просить материала больше, чем требуется, а остатки с объекта, конечно же, пропадают (в основном, это касается краски, строительных смесей и т. д.). если заказчик сможет доказать факт воровства, то это будет поводом для заявления в полицию, которая квалифицирует действия работников либо как воровство, либо как мошенничество. Хотя в большинстве случаев этот вопрос решается мировой и причитающиеся деньги исполнителю не выплачиваются.
Воспитываем в работниках ответственность
Итак, что будем делать с работниками, недобросовестно выполнившими свою работу?
1. требуем устранения недостатков за их счет. Допустим, в ванной при монтаже плитки была разбита плитка и в результате у ванной появился скол. Заказчик в праве потребовать не только новую плитку, но и новую ванную (вместе с доставкой и установкой за счет подрядчика).
2. Вы можете рассчитывать на получение компенсации за все затраты на устранение недостатков ремонта. А если исполнитель слишком тянет с исполнением, то требуйте возмещения всех убытков и нанимайте другого исполнителя.
3. Если все материалы, используемые в ремонте принадлежат бригаде, то требуйте гарантии их качества и в случае несоответствия — компенсацию убытков.
4. Не думайте, что уменьшить стоимость услуг — нереально. Потребовать это вы можете практически за все недостатки: сколы в ванной, на раковине или унитазе, плохо поклеенные обои, неприбитые плинтусы или плохо уложенный ламинат. Но все изменения стоимости не забывайте закреплять в договоре.
В начале мы говорили, что все перечисленное относится к официально оформленному найму подрядчика с договором, однако даже без него многие работники уходят от споров. Редко претензии заказчика бывают на пустом месте, а мучиться с решением через суд или полицию мало кому хочется. Однако не злоупотребляйте своими правами, как заказчика. Но и внимательно присмотритесь к квартире: вы точно не переплатили своим рабочим?